Международный конкурс пианистов "Европа - Азия"


Настройка пианино и роялей


Классика в mp3
Классическая музыка в mp3
В начало библиотеки

Игорь Истомин





Игорь Александрович Истомин (21.09.1937, Москва), профессор кафедры теории музыки РАМ им. Гнесиных, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов РФ.

Окончил теоретическое отделение ГМУ им. Гнесиных (1955-1959), институт им. Гнесиных (1959-1964). Стажер на кафедре гармонии и сольфеджио (1966-1968). С 1968 года в штате ГМПИ им. Гнесиных.

Начиная с 1962 года, от ГМПИ им. Гнесиных и Союза композиторов работал в фольклорных экспедициях (Смоленская область, поречные селения на Вятке, Каме, Ангаре, Енисее, Северной Двине, Мезени, Чусовой). Материалы, собранные в экспедициях, вошли в монографические публикации автора, в академические издания, в учебники по народному творчеству и в сборники народных песен других авторов.

В сфере научных интересов И.Истомина находятся проблемы музыкального мышления, конструктивного строения музыкальных произведений, проблемы исполнительской интерпретации, общие и частные вопросы музыкального образования (формирование "целостного" музыканта, методика преподавания гармонии, обучение импровизации подголосков к мелодиям народных песен), проблемы воздействия музыки различных стилей на поведенческие и эстетические реакции слушателя.

И.Истомин - автор аналитического метода, позволившего установить закономерность распределения звуков в музыкальных формах: диссертация "Закономерность распределения звуков в музыкальных формах (на примере структурного анализа бурлацких песен)", М., 1975, МДОЛГК им. П.И.Чайковского; исследование "Мелодико-гармоническое строение русской народной песни", М., 1985, издательство "Советский композитор"; статьи: "Матричный анализ произведений профессиональной музыки" (1980), "Мелодико-гармоническая фазность интонационного процесса как фактор, определяющий смысл музыкального высказывания" (2006). Автором проводится экспериментальное моделирование музыкальных композиций (пьесы для фортепиано, романсы, части симфонического цикла).

Из наиболее крупных работ учебно-методического плана нужно выделить учебные пособия "Матричный анализ музыкальных произведений в курсе гармонии" (М., 1998, РАМ им. Гнесиных) и "Гармония" (М., 2005, РАМ им. Гнесиных), которое имеет гриф Минобразования, указывающий на возможность использования матричного анализа в обучении музыкантов.




Редакция первого тома "ХТК" И.-С. Баха new!




Припевки енисейских лесосплавщиков




Трудовые припевки плотогонов




Мелодико-гармониченское строение
русской народной песни




Закономерность распределения
звуков и созвучий в музыкальной форме




Гармония П.И.Чайковского




Гармония
(Учебное пособие)




Матричный анализ музыкальных произведений
в курсе гармонии




Несколько замечаний по гармонизации мелодий




Мелодико-гармоническая фазность
интонационного процесса как фактор,
определяющий смысл музыкального высказывания




О роли и месте теоретического знания
в деятельности музыканта-исполнителя




Вариация на тему АККОРД







СПИСОК НАУЧНЫХ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ


1. 16 расшифровок трудовых припевок, сведения о припевках и сопровождавшихся ими рабочих процессах опубликованы в книге: И. Мохирев, В. Харьков, С. Браз. "Народные песни Кировской области" Музыка. М., 1966

2. Общий и локальные стили бурлацких припевок (статья). Рукопись (ФК СК РСФСР), 1970

3. Закономерность распределения звуков в музыкальных формах (на примере структурного анализа бурлацких песен) (диссертация). Рукопись, 1970

4. К вопросу о стиле бурлацких припевок (статья). "Советская музыка". 1971, №10

5. К вопросу о ладовой организации трудовых припевок бурлаков (статья). В книге "Вопросы музыковедения". "Труды ГМПИ им.Гнесиных". ГМПИ им.Гнесиных. М., 1972

6. Закономерность распределения звуков и созвучий в музыкальной форме (тезисы). В книге "Точные методы и музыкальное искусство". Ростовкий университет. Р-на-Д., 1972

7. Мелодика (курс лекций). Рукопись,1973

8. Матричный анализ русских народных песен (статья). Рукопись (ФК СК РСФСР), 1973

9. Моделирование композиций в стиле русских народных песен (статья). Рукопись, по заказу журнала "Советская музыка", 1974

10. Матричный метод анализа музыкальных произведений и проблема моделирования музыкальных композиций (статья). Рукопись, 1974

11. Проблемы народнопесенной гармонии, мелодии и их взаимосвязи в русском музыкознании (статья). В книге "Музыкальный фольклор". "Труды ГМПИ им.Гнесиных". ГМПИ им.Гнесиных. М., 1974

12. Припевки енисейских сплавщиков леса (сборник). Советский композитор. М., 1975

13. Новая трибуна фольклористов (рецензия). "Советская музыка". 1975, №1

14. Заметки о ритме чередования гармоний в музыкальном процессе (статья). Рукопись, 1976

15. Ритм гармонических смен и проблема отражения композиционной структуры в исполнительском процессе (статья). Рукопись,1977

16. О применении новых данных, полученных при изучении фольклора, в музыкально-теоретических курсах (статья). "Труды ГМПИ им.Гнесиных". ГМПИ им.Гнесиных. М., 1977

17. Сочинение и импровизация периода (методические рекомендации). В книге В.А.Кириллова. "Контрольные задания по гармонии". ГМПИ им.Гнесиных. М., 1978

18. Трудовые припевки сибирских плотогонов (статья). "Труды ГМПИ им.Гнесиных". ГМПИ им.Гнесиных. М., 1978

19. Трудовые припевки плотогонов (монография). Советский композитор. М., 1979

20. Исследование музыки композиторских стилей XVI-XX веков (матричный анализ). Рукопись, 1979-1984

21. Матричный анализ произведений А. Скрябина и проблема фразировки (статья). Рукопись, 1980

22. Матричный анализ произведений профессиональной музыки (статья). В книге "Проблемы высотной и ритмической организации музыки". "Труды ГМПИ им. Гнесиных". ГМПИ им.Гнесиных. М., 1980

23. Об импровизационной природе русской народной песни и о путях сохранения народнопесенного импровизационного искусства (статья). Рукопись, 1983

24. Учебное сочинение фактор объединения учебных дисциплин в системе музыкального образования (статья). Рукопись, 1983

25. Использование матричного метода анализа музыкальных произведений на занятиях хорового класса ДМШ и ДШИ при изучении народных песен (методическая разработка). ЦНМК по учебным заведениям культуры и искусства. М., 1983. Совместно с Е.К. Должанской

26. Мелодика (программа курса). Рукопись, 1985

27. Гармония. Программа-конспект (отделение дирижеров народных хоров). ГМПИ им.Гнесиных. М., 1985

28. Мелодико-гармоническое строение русской народной песни (монография). Советский композитор. М., 1985

29. К проблеме межпредметных связей исполнительской специальности и теоретических дисциплин (статья). В книге "Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта- исполнителя" . ГМПИ им.Гнесиных, НГК. М.-Н., 1985

30. Фрагмент межвузовской монографии по проблемам музыкального образования. Рукопись, 1986

31. К проблеме формирования целостного музыканта (статья). В книге "Актуальные проблемы музыкального образования". Музична Украiна, К., 1986

32. Методические указания и задания к матричному анализу задач и упражнений на ф-но в классе гармонии (в помощь студентам-заочникам). Рукопись, 1988

33. Проблемы подготовки целостного музыканта (лекции для ФПК). Рукопись, 1988

34. О воздействии матричного анализа на деятельность музыканта-исполнителя (эксперимент и описание) Рукопись, 1989

35. Гармония П.Чайковского (очерк). В книге "Очерки гармонии в русской и советской музыке". Выпуск III; Музыка. М., 1989

36. Русские народные песни на уроках хора (учебное пособие). 1989-1993. В печати

37. Приемные требования для поступающих в РАМ им. Гнесиных (исполнительские отделения). Рукопись, 1995

38. Матричный анализ музыкальных произведений в курсе гармонии (учебно-методическое пособие). РАМ им. Гнесиных. М.,1998

39. К вопросу о музыкально-теоретическом образовании исполнителей (о решении задач в классе гармонии). Тезисы доклада. Рукопись, 2000

40. Зависимость слушательских представлений о чистоте интонирования на немензурированных инструментах от правильности структурирования интонационного процесса (реферат). В книге "Вопросы инструментоведения". Выпуск IV (сборник рефератов IV международной инструментоведческой конференции "Благодатовские чтения"). Российский институт истории искусств РАН С.-Пб., 2000

41. Гармония (учебное пособие). РАМ им. Гнесиных, М., 2004

42. Свод русского фольклора. Былины в 25 томах. Былины Мезени. Том 5, стр. 130-138, №№ 345-347."Наука", С.-Пб., 2006. Издательский центр "Классика", М., 2006

43. Опыт матричного анализа одноголосных напевов Валаамского монастыря и образцов троестрочного пения (аналитический этюд). В книге "А.А. Степанов", стр. 71-94; там же в разделе "Слово об учителе", стр. 26-29, РАМ им. Гнесиных, М., 2006

44. Мелодико-гармоническая фазность интонационного процесса как фактор, определяющий смысл музыкального высказывания. В книге "Семантика музыкального языка", РАМ им. Гнесиных, М., 2006

45. О роли и месте теоретического знания в деятельности музыканта- исполнителя. В книге "Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия", стр. 15-34. 2009, ГКА им. Маймонида, М., 2010

46. Вариация на тему "Аккорд". В книге "Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии". Материалы X Международной научной конференции 1-3 ноября 2010 года; РАМ им. Гнесиных, М., 2012

47. Вариации на тезис ostinato (сборник статей). Рукопись, 2011



Все материалы И.А. Истомина размещены на сайте www.piano.ru
с его письменного разрешения.



Email И.А. Истомина









По всем вопросам обращаться

по этому адресу